Публикации - CNews: ИТ в ритейле 2013. Интеллектуальное торговое оборудование ждет решения насущных вопросов

12.04.2013
Игорь ГурковКомментарии Игоря Гуркова, заместителя генерального директора Группы Optima, порталу Cnews.ru


текст: Андрей Арсентьев

На сегодня ИТ-рынок предлагает ритейлу массу инновационных решений для интеллектуального процесса продаж. Но пока российская розница лишь в начале пути – для повсеместного распространения «умного» торгового оборудования предстоит решить ряд организационных и инфраструктурных вопросов, а также повлиять на изменение психологии покупателя.

В мировом ритейле в последнее время достаточно очевиден процесс совершенствования не только систем управления розничной компанией, но и привнесения интеллектуальных решений в торговое оборудование. То есть более «умными» становятся как программы для работы топ-менеджеров и сотрудников среднего звена, так и те инструменты, с которыми так или иначе взаимодействует покупатель при посещении магазина.

Интеллектуальные полки, ценники и весы, системы самообслуживания, мобильные кассы, интерактивные витрины, роботизированные склады – эти и другие решения позволяют сделать процесс продаж быстрее, удобнее и увлекательнее.


«Кирпичики» «умного» магазина


Посткризисный период позволил ритейлерам вернуться к устойчивому росту, а усиление конкуренции и углубление потребительского опыта заставили отдельных игроков рынка задуматься о развитии с помощью инновационной составляющей. Усовершенствовав необходимые процессы бэк-офиса, ряд розничных компаний решили «встать на сторону покупателя» и приступили к реализации отдельных элементов «магазина будущего» (Future Store).

Основополагающими элементами в «умном» торговом зaле являются решения RFID (радиочастотная идентификация), которые служат инструментом эффективного товарного учета и контроля. Опытные проекты внедрения RFID-технологий в 2012 г. начали в России X5 Retail Group, Media Markt, «Центробувь».

Еще одна «горячая тема» для российского ритейла – системы самообслуживания (Self-Checkout). Используя их, магазин вовлекает покупателя в процесс покупки. Пропускная способность торговой линии с системой самообслуживания существенно выше, чем при использовании классических POS-терминалов. Тестовую эксплуатацию подобных решений уже ведут сети Globus, «Абсолют» и «Магнолия».

Наряду с RFID и Self-Checkout, на Западе в торговле уже много лет внедряются такие интеллектуальные решения, как «умные весы» (Smart Scales), «умные полки» (Smart Shelf), «умные тележки» (Smart Shopping Cart), бесконтактные платежи (технология NFC), электронные ценники, мобильные кассы и др.

В минувшем году наконец стартовал ряд проектов по внедрению интеллектуального оборудования в российском ритейле. Так, сеть продуктовых дискаунтеров «Верный» с момента выхода на рынок в октябре 2012 г. использует электронные ценники. По мнению руководства компании, эта инновация будет способствовать росту производительности труда и поможет покупателям оперативно получать информацию о стоимости товаров. Через несколько месяцев после начала проекта сеть стала применять особые ценники, адаптированные для использования в морозильной камере.

По мнению экспертов, наиболее интересно использование электронных ценников может быть для ювелирных и оружейных магазинов, бутиков одежды и аксессуаров. В любом случае, эта технология не будет в обозримом будущем востребована малым бизнесом.

Сеть «Ригла» в ноябре 2012 г. открыла уникальную для России роботизированную аптеку в Екатеринбурге. Роботизированное хранение стало оптимальным решением для аптеки с большим оборотом и трафиком. Новая система позволяет уменьшить количество сотрудников аптеки в 2 раза: если раньше в аптеке работало 10 человек, то сейчас - 5. Ошибки при приемке и сборке товара, вносимые человеческим фактором, исключены. Около 80% ассортимента аптеки обрабатывается двумя роботами-манипуляторами, находящимися внутри робосклада. Чтобы воспользоваться услугами робосклада сотрудникам аптеки нужно просто выложить упаковки на ленту конвейера: робот сам последовательно отсканирует товары, определит их размеры (высота, ширина, длина), а затем выберет подходящее место и поместит на полку.

Заказ также формируется очень просто: сотрудник аптеки набирает чек в программе и нажимает кнопку "собрать", через 10-15 сек ему остается лишь забрать заказ в одном из шести окон выдачи (робот может собирать одновременно до шести заказов).

«В аптечном бизнесе имеет смысл устанавливать подобные роботизированные системы в аптеках с большим товарооборотом или относительно небольшой площадью. Уже сейчас робот в нашей аптеке позволяет обслуживать тысячи заказов в день. И в дальнейшем эффект от внедрения роботизированной системы будет увеличиваться вместе с ростом товарооборота аптеки», - рассказал генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов, комментируя запуск проекта.

Знаковая инициатива по использованию бесконтактных платежей реализована в розничной сети МТС. В салонах устанавливаются NFC-ридеры, которые позволяют оплатить покупку как банковской картой, поддерживающей технологию бесконтактных платежей, так и с помощью мобильного телефона с NFC-чипом. В компании рассчитывают, что технология бесконтактной оплаты позволит существенно сократить время обслуживания клиентов.

Следом за МТС NFC-проекты запустили «МегаФон» (собственные салоны сотовой связи) и X5 Retail Group (супермаркеты «Перекресток»).

X5 Retail Group также использует электронные ценники, бесконтактные платежи, «умные полки» и «умные тележки» в своем «Магазине Будушего», открывшемся в конце 2012 г.

Многообещающей инновацией для многих ритейлеров может стать использование мобильных касс. Так, сеть «Первая помощь» запустила проект оснащения кассовыми наладонниками ряда аптек Санкт-Петербурга. Использование таких касс уменьшает время, проводимое покупателем в в очереди в ожидании консультации. При этом средний чек на мобильном устройстве существенно выше чека на классическом кассовом терминале. Коэффициент дополнительных продаж при использовании наладонника выше на 61%. По оценкам компании, срок окупаемости проекта 2-4 месяца в зависимости от торговой точки.

Статус одного из инновационных ритейлеров подтвердил «Утконос», запустивший в июле 2012 г. мобильное приложение дляAndroid, а в декабре для iOS. Кроме традиционного функционала (каталог, корзина, избранное и пр.) приложение распознает штрих-коды продуктов, автоматически находит их в каталоге и предлагает покупателю их приобрести. Помимо этого есть возможность составлять списки покупок и избранный каталог, в котором группировать товары по потребностям покупателя («на дачу», «не забыть купить маме», «продукты для вечеринки» и пр.), а также при формировании нового заказа учитывать предыдущий. В новой версии приложения появится возможность мгновенно добавить просканированное камерой смартфона в избранное или в корзину, что даст интернет-ритейлеру возможность открыть «магазин в метро» или «магазин в аэропорту» по образцу Tesco.


Суровые реалии


Как видим, практически все технологии, присущие «Магазину Будущего», используются в России в рамках пилотных, а иногда и реально работающих проектов. Но в целом опыт российских ритейлеров в использовании интеллектуального торгового оборудования пока можно назвать фрагментарным. Рынок лишь делает первые шаги, от твердости которых во многом зависит скорость тиражирования инноваций в отрасли.

«У наших клиентов интеллектуальное оборудование еще не нашло широкого распространения, но, безусловно, в ближайшем будущем это изменится, - говорит Игорь Гурков, заместитель генерального директора Группы Optima. - На наш взгляд, ритейлеры не спешат внедрять дорогостоящие интеллектуальные системы потому, что в условиях высокой конкуренции перед ними стоят более актуальные задачи. Однако, на Западе этот тренд очевиден, и мы думаем, что массовое появление подобных технологий в РФ не за горами. Первые шаги в этом направлении уже делаются, некоторые из наших заказчиков озвучили нам свои намерения по внедрению интеллектуальных решений».

Массовое использование интеллектуального оборудования - вопрос времени. Они тем раньше получат распространение, чем скорее компании решат ряд вопросов, говорят эксперты. Во-первых, необходимо решить организационные вопросы. «Например, масштабное внедрение RFID станет возможно, когда технология будет централизованно поддерживаться на всех уровнях (производитель - дистрибутор - продавец), - Пока RFID используются лишь на стороне продавца, применение технологии будет иметь "локальный" характер», - считает Виталий Порубов, директор по развитию бизнеса (Retail & Wholesale) компании «Техносерв Консалтинг».

По предположению специалиста, на преодоление этой проблемы в отрасли может уйти от 5 лет. Но некоторые ритейлеры, например представители fashion-сегмента, вполне могут пройти этот путь быстрее. Для FMCG этот путь будет длиннее, так как этот рынок более масштабный и не все виды используемой в настоящее время упаковки подходят для корректного считывания RFID, отмечает Виталий Порубов.

Во-вторых, решения требуют инфраструктурные вопросы. Внедрение большинства технологий должно подкрепляться серьезными финансовыми вложениями и грамотной интеграцией интеллектуальных систем в торговое пространство и общую ИТ-ландшафт компании. Требуются серьезные инвестиции в инфраструктуру, оборудование, ИТ, изменение бизнес процессов, подготовку персонала.


Инновации на низком старте


По словам Игоря Гуркова, внедрению интеллектуальных систем способствует централизация систем хранения данных. Также у ритейла есть ряд глобальных задач в плане обновления ИТ-инфраструктуры и развития дополнительных сервисов, в частности, сервисов онлайн-продаж. «Мы и многие наши заказчики, например «Эльдорадо», «Техносила», «Связной», уверены в успехе концепции онлайн-сервисов. На наш взгляд, когда ритейлеры решат для себя перечисленные актуальные задачи, появятся средства и возможности для внедрения нового интеллектуального оборудования», - подчеркивает Игорь Гурков.

По мнению Ирины Семеновой, вице-президента по маркетингу группы компаний MAYKOR, тренд, связанный с ориентацией на инновационные решения, существенно повышает требования к уровню технической подготовки обслуживающего персонала и качеству привлекаемого аутсорсинга. «Инфраструктура современной торговой точки - это комплекс оборудования, в котором интегрировано множество различных систем с централизованным интеллектуальным управлением, - объясняет Ирина Семенова. - Такой сложный комплекс требует квалифицированного обслуживания, в идеале - в режиме «одного окна». Устойчивая тенденция к укрупнению торговых сетей повышает значимость такого критерия, как региональная представленность аутсорсера, при выборе подрядчика по обслуживанию оборудования и инфраструктуры».

Ряд специалистов приходят к мысли о том, что отечественный ритейл не будет спешить с внедрением интеллектуального оборудования, так как у него осталось еще достаточно много более актуальных вариантов совершенствования работы. Компаниям предстоит поработать над управлением ассортиментом и логистическими цепочками, оптимизировать ценообразование, прогнозирование и пополнение товарных запасов. Большой простор у торговых сетей есть в части работы над управлением мультиканальными продажами, целевым маркетингом, персоналом и т.д. Население должно приобщиться к новым технологиям, научиться их правильно использовать, а на это может уйти больше времени, чем на решение организационных и инфраструктурных вопросов.

Геннадий Махов, руководитель Центра компетенции по индустрии торговли компании «Инфосистемы Джет», говорит, что направление интеллектуальных сервисов потребует создания мощной системы лояльности, которая сегодня есть даже далеко не у всех крупных ритейлеров, не говоря уже о средних компаниях. «Должна измениться потребительская культура, иначе "умные тележки" уедут, а системы самообслуживания будут обмануты», - подытоживает Виталий Порубов.

Стоит также учитывать, что отсутствие инноваций в магазинах не слишком волнует основную массу покупателей. Большинству из них пока достаточно факта наличия свежего и недорогого товара на чистой полке, а интеллектуальные «примочки» интересуют главным образом технически подкованных потребителей, имеющих богатый опыт совершения покупок в западных магазинах типа Future Store.

CNews


Источник: http://www.cnews.ru/reviews/new/it_retail_2013/articles/intellektualnoe_torgovoe_oborudovanie_zhdet_resheniya_nasushchnyh_voprosov/

Услуги

Поддержка ИТ-инфраструктуры и систем связи Обеспечение бесперебойной и качественной поддержки ИТ-инфраструктуры и систем связи
Сервис бизнес-приложений Сегодня бизнес-приложения стали неотъемлемой частью любого бизнеса, а эффективность их работы критично влияет на стабильность компании и ее конкурентоспособность. Поэтому так важно обеспечить администрирование бизнес-приложений на максимально высоком уровне.
Сервис печати Отдав поддержку печати на аутсорсинг в Optima services (Группа Optima), Вы будете платить по фиксированной цене и только за каждую реально напечатанную страницу.
Сервис рабочих мест Техническое обслуживание и ремонт персональных компьютеров. Поддержка пользователей рабочих мест. Поставка расходных материалов и запасных частей





Вернуться к списку публикаций

RSS
© 1990-2013 Группа Optima
121059, Москва, ул. Киевская д.7
+7 (495) 363-36-53
info@optima.ru