Публикации - «Банки и деловой мир»: IT-аутсорсинг: чем дальше, тем нужнее

15.04.2013
Игорь ГурковСтатья Игоря Гуркова, заместителя генерального директора Группы Optima, в журнале «Банки и деловой мир»


Степень воcтребованноcти уcлуг IT-аутcорcинга в финансовых институтах (банки, страховые компании) в некотором смысле отражает сегодняшнее состояние всего российского рынка IT-аутсорсинга. но только в некотором. будучи компанией, предоставляющей услуги IT-аутсорсинга заказчикам из ТЭК, финансовой сферы, ритейла и других отраслей, мы провели анализ на базе собственного опыта и выделили несколько особенностей. 

Российский рынок IT-аутсорсинга формируется, следуя в своей эволюции западным образцам. От модели, при которой создавались дочерние структуры, реально не являвшиеся рыночными единицами, а обслуживавшие единственного заказчика, рынок уже ушел. IT-департамент в такой модели поначалу выносили за пределы компании, чтобы формализовать отношения с ним. Затем рынок стал развиваться дальше — инсорсинговые компании, обслуживавшие моноклиента, стали расширять сектор своего «обстрела» и выходить на узкоотраслевой рынок в силу знания специфики. Но и это еще не было в полном смысле слова аутсорсингом. Это было отраслевым бизнесом, тогда как аутсорсинг — сервисный вид бизнеса, а значит, должен быть универсальным. На очередном этапе аутсорсинг перестал быть игрушкой в руках крупных холдингов и разветвленных структур. Эти структуры постепенно стали приходить к пониманию, что от непрофильных видов деятельности следует избавляться, сокращая издержки и оптимизируя структуру.

Цивилизованный рынок аутсорсинга характеризует понимание того, что цена должна меняться в зависимости от уровня доступности

Причина этой эволюции проста: критерии качества и требования к услугам внутри подразделения продвигать очень сложно. Проблематично выстраивать формализованные отношения внутри подразделения одной компании. Нанимать аутсорсера удобнее. Именно такая практика распространена на Западе, так как рынок там куда более зрелый, чем в России.

Итак, ежегодно доля IT-аутсорсинга в России растет, практически все крупные компании заключили договоры на оказание тех или иных услуг, но как таковой рынок — по сравнению с другими странами — еще на стадии формирования. Это — наследие недавнего прошлого, когда клиенты предпочитали передавать IT-функции собственным, зависимым IT-компаниям. В связи с этим конкуренции не существовало, и предложить полноценные, полностью сформированные рыночные продукты сегодня может лишь малая часть IT-компаний.

Основная причина роста рынка аутсорсинга — рост требований заказчика. Действует простой закон рынка: высокое качество может обеспечить только конкуренция. В аутсорсинговом бизнесе платят за доступность. За доступность, скажем, корпоративной почты или любого другого сервиса, за доступность всех элементов IT-инфраструктуры. Кроме того, цивилизованный рынок аутсорсинга характеризует понимание того, что цена должна меняться в зависимости от уровня доступности. Причем с какого-то уровня цена резко идет вверх, потому что уровень доступности меняется качественно.

Эта зависимость иллюстрирует один важный показатель — уровень требований. Сегодня уровень требований к надежности сервиса растет, соответственно растут и требования к тем, кто эту надежность обеспечивает: к компании-подрядчику, компании-аутсорсеру.

Однако Россия еще только на пути к той модели, которая сегодня распространена на Западе. Эта модель отказа от собственной инфраструктуры, передача части ее функций в ЦОДы — собственно говоря, потребление IT-инфраструктуры как услуги — снимает риски и затраты по владению самой инфраструктурой.

Таковы общие черты сегодняшнего состояния рынка IT-аутсорсинга в России. Но IT-аутсорсинг в финансовой сфере имеет свою специфику, и, будучи компанией, ряд заказчиков которой представляют именно финансовую сферу, мы можем это свидетельствовать.

Финансовые структуры — будь то банки или страховые компании — в целом более настороженно, чем компании из других отраслей, относятся к IT-аутсорсингу. Объясняется это просто: последствия для бизнеса, которые могут наступить в результате сбоя IT-инфраструктуры компаний финансовой отрасли, могут стать попросту фатальными или по меньшей мере очень критичными. В этой ситуации заказчик закономерно предпочитает риску увеличение издержек — даже если оно существенно.

Наиболее популярны сегодня поддержка рабочих мест и сервис печати. Для разветвленных структур сложность — в самостоятельном управлении оказанием этих услуг. Гораздо проще требовать их выполнения с единого поставщика, обладающего единой методологией. Для заказчика это оправдано, потому что избавляет его от «головной боли». Это простые услуги, они, как правило, просто формализуются, к ним понятны требования, и они становятся все более и более популярными.

Однако IT-аутсорсинг в финансовых компаниях не может не развиваться, и в первую очередь главным драйвером этого процесса будет стремление банков к сокращению издержек. Такая потребность существует и постоянно растет, особенно с развитием рынка различных платежных сервисов. Дополнительным триггером может стать финансовый кризис — как фактор, требующий критического сокращения издержек.

Если же говорить конкретно о развитии IT-аутсорсинга в компаниях финансового сектора, то в первую очередь будут востребованы услуги поддержки IT-инфраструктуры и систем связи, а также поддержка рабочих мест, сервис печати, электронная почта. К примеру, мы оказывали ряд таких услуг страховым компаниям «Альфа-Страхование» и «Цюрих». Развитие же аутсорсинга элементов IT-структуры, от которых напрямую зависит сам бизнес, скажем, крупного банка, не представляется в ближайшее время возможным. Но в перспективе возможен аутсорсинг облачных сервисов и услуга предоставления ЦОДов.

Резюмируя, можно сказать, что серьезно услуги IT-аутсорсинга могут быть востребованы финансовыми компаниями только после возникновения работающего механизма по страхованию рисков. Пока же финансовый сектор будет осваивать аутсорсинг наиболее простых услуг, не связанных критически с бизнес-процессами.

«Банки и деловой мир», №4, апрель, 2013 



Услуги

Поддержка ИТ-инфраструктуры и систем связи Обеспечение бесперебойной и качественной поддержки ИТ-инфраструктуры и систем связи
Сервис бизнес-приложений Сегодня бизнес-приложения стали неотъемлемой частью любого бизнеса, а эффективность их работы критично влияет на стабильность компании и ее конкурентоспособность. Поэтому так важно обеспечить администрирование бизнес-приложений на максимально высоком уровне.
Сервис печати Отдав поддержку печати на аутсорсинг в Optima services (Группа Optima), Вы будете платить по фиксированной цене и только за каждую реально напечатанную страницу.
Сервис рабочих мест Техническое обслуживание и ремонт персональных компьютеров. Поддержка пользователей рабочих мест. Поставка расходных материалов и запасных частей





Вернуться к списку публикаций

RSS
© 1990-2013 Группа Optima
121059, Москва, ул. Киевская д.7
+7 (495) 363-36-53
info@optima.ru